Техника йога-нидры (санскр. निद्रा [nidrā] — сон) разработана в бихарской школе. Выполняется в положении для шавасаны. Но релаксация в йога-нидре гораздо глубже за счёт последовательного и длительного расслабления тела и сознания под руководством инструктора. По сути, нидра — это процесс достижения сознанием промежуточного состояния между бодрствованием и сном, когда тело и ум расслаблены максимально, но осознание своего «Я» ещё не потеряно. Это способ расслабления посредством уведения внимания внутрь с отвлечением органов чувств от внешних объектов. Йога-нидра способствует качественному расслаблению и наработке устойчивого состояния ментального покоя.
Практика йога-нидры показана и тем, кто испытывает психологические и умственные перегрузки, и тем, кто устал от пассивного образа жизни, и тем, кто страдает от апатии и упадка сил. В пограничном состоянии сознания, между сном и бодрствованием, осуществляется контакт между сверхсознательной и бессознательной частями вашей психики. Даётся выход эмоциональным напряжениям, накопленным в подсознании за время жизни.
Часто нидру сравнивают с гипнозом, но эти техники имеют принципиальное различие. Под гипнозом человеку внушаются внешние мысли, идеи, советы в терапевтических или других целях, и мозг воспринимает их без понимания, осмысления и соотнесения со своим личным опытом. Йога-нидра, напротив, исключает какое-либо внешнее внушение — это способность мозга отслеживать и корректировать собственное психическое состояние при условии полной релаксации.
При нахождении в йога-нидре наблюдается устойчивый α-ритм электрической активности головного мозга. Это весьма примечательный ритм, он характерен для моментов засыпания или пробуждения, творческого прозрения, мечтательности и интуитивных озарений. То есть для таких состояний, когда отсутствует или максимально заторможена обычная ментальная деятельность (логическое мышление, интеллект, рассудок). В таких состояниях (их ещё называют изменёнными состояниями сознания) осуществляется обмен информацией между подсознательной и сознательной частями нашего мышления. А это и сброс «негативной» информации (стрессы, комплексы, страхи и т.д.), и «программирование» мышления на достижение заранее запланированных осознанных целей.
Подобные методы воздействия на подсознание для эффективного усвоения новых знаний и развития интуиции используются не только в йоге. Например, широко известен метод Хосе Сильвы.
Подробно методика выполения йога-нидры описывается её разработчиком — Свами Сатьянандой Сарасвати в одноимённой книге. В медиатеке сайта Школы классической йоги В.С.Бойко собраны записи нидры различных преподавателей и учеников этой школы. Когда-то я экспериментировал, подбирая для себя наиболее подходящую нидру, и написал небольшую программку для смартфона, чтоб все записи были под рукой.
Описание программы |
Скачать дистрибутив |
Приложение: таблица частот и характеристик основных ритмов ЭЭГ (отсортировано по частотам):
Ритм ЭЭГ |
Частота (Гц) |
Характеристики ритма |
γ (гамма) | > 30 | Наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания. Существуют теории, связывающие этот ритм с работой сознания. |
β (бета) | 14-30 | Присущ состоянию активного бодрствования. Возрастает при предъявлении нового неожиданного стимула, в ситуации внимания, при умственном напряжении, эмоциональном возбуждении. |
σ (сигма) | 12-14 | Появляется в начальной стадии медленного сна, которая следует непосредственно за дремотой. Во время сна с дельта-волнами сигма-ритм возникает редко. В процессе перехода к быстрому сну сигма-ритм наблюдается, но полностью блокируется в развитой фазе быстрого сна. |
α (альфа) | 8-13 | Наибольшую амплитуду имеет в состоянии спокойного бодрствования, особенно при закрытых глазах в затемнённом помещении. Блокируется или ослабляется при повышении внимания (в особенности зрительного) или мыслительной активности. |
θ (тета) | 4-6 | Наиболее ярко выражен у детей (2—8 лет). Этот частотный диапазон способствует глубокой релаксации головного мозга, памяти, более глубокому и быстрому усвоению информации, пробуждению индивидуального творчества и талантов. В естественном состоянии эти ритмы доминируют во время фазы быстрого сна, полудремы. Именно в этом диапазоне частот в головном мозге достаточно энергии для усвоения больших объемов информации и быстрого сворачивания её в долговременную память. Поэтому усиливаются способности к обучению и ослабляется стресс. В этом диапазоне мозг находится в состоянии повышенной восприимчивости. Это состояние идеально для суперобучения, мозг способен длительное время сохранять сосредоточенность, экстравертность, и не подвержен тревогам и невротическим проявлениям. |
δ (дельта) | 0.5-3 | Возникает как при глубоком естественном сне, так и при наркотическом, а также при коме. |